01

Электронное правительство

Назад

Компоненты федеральной инфраструктуры электронного правительства


Федеральная Инфраструктура Электронного Правительства (ФИЭП) позволяет гражданам получать госуслуги в электронном виде и экономить время на посещении ведомств и сборе справок.
Ключевые компоненты ФИЭП:

Единый Портал Государственных Услуг (ЕПГУ) содержит сведения о государственных и муниципальных услугах, а также позволяет физическим, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям получать эти услуги в электронной форме. Через ЕПГУ можно в электронном виде подать заявление о предоставлении услуги и приложить необходимые для этого документы, узнать через «Личный кабинет» на портале о ходе рассмотрения обращения, оплатить госпошлину. Сегодня на Едином портале госуслуг доступно более 29 тыс. государственных услуг федерального, регионального и муниципального уровней. 

Заявления и подаваемые документы могут заверяться простой электронной подписью. По каждой из услуг, предоставляемых на портале, указываются получатели, а также список необходимых документов, стоимость и порядок оплаты, сроки и результат оказания. Здесь же публикуются связанные нормативно-правовые акты, адреса и телефоны ведомств.

На ЕПГУ реализован удобный поиск, рубрикатор услуг по категориям и ведомствам, оказывающим услуги. Услуги и полезная информация объединены в так называемые «жизненные ситуации», которые подсказывают пользователям, как лучше поступить, к примеру, при утере документов или выходе на пенсию. 

С 1 января 2017 года пользователи Единого портала госуслуг могут оплачивать госпошлины с понижающим коэффициентом 0,7 и штрафы ГИБДД со скидкой 50%. 
В 2017 году через ЕПГУ было совершено более 25 миллионов платежей на общую сумму 30,3 миллиарда рублей.

Единая Система Идентификации и Аутентификации (ЕСИА) предоставляет пользователю единую учетную запись для доступа к множеству государственных информационных систем. Регистрация в ЕСИА позволяет уже после первого входа в ту или иную систему в дальнейшем заходить на любые порталы, использующие ЕСИА, под тем же логином и паролем.

С помощью ЕСИА около 3 тысяч пользователей в минуту заходят на ЕПГУ и региональные порталы госуслуг, сайт «Российской общественной инициативы» (РОИ), Росреестра, Федеральной системы налоговой службы и Пенсионного Фонда, подключаются к Wi-Fi в московском метро.

К началу 2018 года к ЕСИА подключились порядка 4000 информационных систем, а число зарегистрированных пользователей превысило 65 млн.
Единая Система Межведомственного Электронного Взаимодействия (СМЭВ) упрощает получение гражданами государственных услуг, передавая большую часть необходимых сведений между органами власти и внебюджетными фондами в электронном виде. СМЭВ позволяет реализовать принцип «одного окна»: гражданин обращается за услугой в профильное ведомство, специалисты которого, используя СМЭВ, собирают необходимые данные в других ведомствах.

При этом у пользователей отпадает необходимость в самостоятельном сборе нужных документов.

В конце 2017 года в СМЭВ было зарегистрировано порядка 21,7 млрд. запросов, подключено более 13 тыс. участников, из которых около 100 — федеральные органы власти, 1,6 тыс. — региональные, почти 10 тыс. — муниципальные и более 900 — кредитные организации.